В обстоятельствах экономического кризиса даже самые пухлые кошельки боятся похудеть. Минспорта частично сокращает финансирование федераций, компании-спонсоры урезают бюджеты клубам. Но это не повод для паники и плача по спортивному величию страны, а, возможно, шанс устроить спорт в России более рационально. Пусть не избавиться целиком и полностью от государственной опеки, но принять и освоить другие модели финансирования. Например, краудфандинг - практику коллективного сбора средств (обычно через интернет) на осуществление конкретных проектов. В США и Канаде, к примеру, это давно работает, вполне может заработать и в России. PROспорт-бизнес собрал несколько историй из будней спортивного краудфандинга и убежден теперь в перспективности этого направления.
Экстремальный опыт.
В 19 лет Харитон Власов работал хоккеистом. Вот-вот должен был заиграть в основе «Сибири», но крупно повздорил с руководством и ушел из команды. О карьере в КХЛ пришлось забыть, а тратить здоровье за маленькие деньги в младших лигах парень не захотел. Сейчас Харитону 25. Он живет в Новосибирске, работает мастером в сервис-центре спортивного магазина «СпортДепо», заочно учится на морского инженера и два раза в неделю тренирует любительскую хоккейную команду «Сибирские медведи». А в свободное от этого списка занятий время тренируется сам - хоккей, тренажеры, ролики, ОФП, - потому как с 2011 года выступает в соревнованиях по скоростному спуску на коньках.
Эту дико опасную, но зрелищную историю - четыре спортсмена несутся вниз по довольно узкой (5−10 м) ледяной трассе с трамплинами, неровностями и сложными виражами - мощно продвигает производитель «окрыляющих» напитков. Каждый год проводится четыре-пять этапов мирового чемпионата, которые собирают толпы зрителей. Обычное число участников - под 150 человек, но Харитон Власов уже входит в число 32 райдеров, которые освобождены от отборочных туров. Россиян в топ-списке всего двое - еще Андрей Лавров из Петербурга.
География стартов 2015 года (все четыре уместились в период с января по март) - США, Финляндия, Северная Ирландия и Канада. Не самые дешевые направления в кризис стали еще дороже и оказались не по карману обычному парню из Новосибирска. «В этом году организаторы выделили стипендии по 50 000 на каждую поездку, - объясняет Власов. - Но только билет в Америку или Канаду стоит около 70 000. А еще нужно оплатить проживание, питание, страховку и прочее».
Где взять денег? Государство никакого «скоростного спуска на коньках» не знает - нечего и стучаться. Остается один вариант - искать спонсоров, среди компаний или среди обычных людей. К бизнесу Харитон Власов обращался еще в 2013-м. На сайте Findasponsor.info он подробно и довольно грамотно описал все, что может заинтересовать потенциального партнера: зрительская аудитория этапа - 30 000−100 000 человек, онлайн-трансляции в интернете, высокий интерес российских СМИ и прочие бонусы в обмен на финансовую помощь топ-спортсмену, на форме которого будет красоваться логотип компании-спонсора. Не сработало.
В этом году Харитон решил действовать через соцсети. И это оказалось эффективнее. По цепочке «друзья - друзья друзей - знакомые друзей друзей» стали появляться люди, готовые помочь. К примеру, новосибирский проект «Квест-Сити» устроил специальную акцию: Харитон стал «звездным гостем» дня и получил всю выручку, около 20 000 руб. «Еще нам с Андреем Лавровым предложили разместить объявление на одном питерском спортивном сайте, - рассказывает Власов про Yoway.ru, где его видеообращение появилось в разделе 'Софинансирование спортсменов'. - Но там мы собрали меньше 11 000 руб. А, к примеру, один из швейцарских спортсменов похожим способом собрал 65 000 франков». И все же сумма, которой Власову хватило, чтобы оплатить поездку на финальный этап в Канаду, из разных источников собралась.
Спрашиваю Харитона, почему он не воспользовался услугами одной из крупных российских краудфандинг-площадок - Planeta.ru или Boomstarter.ru, где сборы наверняка были бы больше. «Я пытался разместить там свое объявление, - объясняет спортсмен. - Но это оказалось настолько трудоемко! Какие-то документы, договоры… С моей загрузкой просто руки не дошли».
Футбольный опыт.
Генеральный директор проекта Planeta.ru Федор Мурачковский объясняет юридические тонкости краудфандинга: «Мы как агрегатор денежных средств выступаем гарантом как для авторов проектов, так и для доноров - что деньги не пропадут, что мы не перечислим их абы куда. Поэтому все заявки-проекты проходят модерацию. Мы запрашиваем базовые документы и с каждым автором проекта заключаем договор. У нас их несколько типов - для частных лиц, для ИП и для компаний».
Сервис Planeta.ru стартовал в июне 2012-го с музыкальных проектов. Постепенно добавились книги, кино, бизнес, спорт, благотворительность и прочие темы. Сейчас Planeta.ru - крупнейшая в России краудфандинговая платформа, с помощью которой уже профинансировано более 1000 идей на общую сумму 194,4 млн руб., и социальная сеть, где зарегистрировано свыше 300 000 пользователей. Если проект получает их поддержку (в полном объеме или достаточном для того, чтобы выполнить обязательства перед «акционерами»), деньги поступают на счет автора, а комиссионные 10 проектов успешно. «У американского Kickstarter.com, к примеру, этот показатель лишь 10%, - комментирует Мурачковский. - Но там запредельные суммы собирают, потому что люди и зарабатывают другие деньги, и отношение к краудфандингу совсем другое. У нас к этому обычно относятся скептически. Музыкантам первое время приходилось объяснять, что краудфандинговый проект - это не шляпа, куда будут кидать монетки. Это история про сопричастность, про сотворчество. И она подразумевает некую отдачу. В краудфандинге люди дают деньги не тем, кого жалко, а тем, кого любят, в кого верят и от кого что-то хотят получить взамен: сувенир, футболку, какой-то результат творчества. Награда - обязательный элемент».
Успех проекта, продолжает Мурачковский, зависит во многом от того, насколько грамотно он представлен. Необходимые деньги может собрать и телеспектакль «Петрушка» Виктора Шендеровича (рекордные 5 865 800 руб.), и центр для бездомных животных «Мокрый нос» (5 367 000 руб.), и лыжно-беговая трасса в Ленинградской области (159 000 из нужных 180 000 за первые две недели проекта), и футбольная команда «Шкид» из выпускников школ-интернатов (432 050 руб.).
Именно о проекте ФК «Шкид» вспомнил Никита Грязнов из Любительской футбольной лиге (ЛФЛ), когда обсуждался вопрос финансирования поездки сборной России в Америку на первый в истории чемпионат мира среди любителей. Предыстория такая: ЛФЛ существует с 1995 года, в ней активно играют (в формате 8 на 8 на поле размером с половину футбольного) более 3500 команд в 32 регионах страны. Лига живет на членские взносы и сопутствующие проекты. Несколько лет назад ЛФЛ включилась в международную жизнь: сборная России, составленная из лучших игроков ЛФЛ, приняла участие в двух Евро, где, кстати, не проиграла в основное время ни одного матча (результаты: полуфинал и 1/8). В марте 2015-го Россию ждали на чемпионат мира, но отправить команду в далекую Америку для Лиги оказалось неподъемно дорого.
«Мы очень хотели выиграть Евро-2014, - рассказывает Никита. Ему 26, он занимается логистикой, играет в любительской футбольной команде 'Спарта', а в ЛФЛ помогает решать организационные вопросы по сборной. - Победа могла бы привлечь спонсоров. Но не получилось. Тогда я предложил краудфандинг. Идея на слуху - почему бы не попробовать? Я был уверен, окрылен, верил, что все возможно». В конце января проект запустили на Planeta.ru. Никита вроде сделал все правильно: много текста, много фотографий, 17 вариантов вознаграждения (от благодарности тренера сборной до VIP-поездки на чемпионат мира), но проект не пошел. 2700 руб. из запрошенных 1,2 млн за полтора месяца. «Меня все предупреждали, что нужно продвижение, - говорит Никита. - Мы выложили проект на сайт ЛФЛ, где 2 млн посетителей ежемесячно, задействовали свои соцсети, плюс я просил друзей, у которых группы по 150 000 человек. Но в итоге понял, что в России такие проекты работают только с животными и детьми. Меня в комментариях постоянно спрашивали: 'Почему мы должны вам помогать?' Кто-то предлагал мне продать свою машину и отправить на эти деньги сборную на чемпионат мира, другие требовали собирать деньги на спасение 'Ротора', а не на каких-то любителей. Люди не понимают, что любительский спорт потому так и называется, что он не ради денег».
Проект на Planeta.ru закрылся, так и не достигнув цели. Но медиаактивность ЛФЛ все же дала результат: в соцсетях ссылку на него увидел давний знакомый учредителей лиги, связался с ними напрямую и дал большую часть нужной суммы. Так сборная России поехала на футбольный чемпионат мира среди любителей.
«Пока на Planeta.ru не так много спортивных проектов, как нам хотелось бы, - констатирует основатель сервиса Федор Мурачковский. - Ведь очень много людей интересуются спортом и готовы помочь. А финансовые проблемы, я знаю, случаются и у клубов, и у школ. Но они все ждут большого доброго дядю, а в итоге могут просто исчезнуть». Как хоккейный «Спартак» в прошлом году. Менеджеры Planetа.ru предлагали клубу сделать краудфандинговый проект, но встречного интереса не почувствовали.
Хоккейный опыт.
Когда прошлой весной в КХЛ умирал взрослый «Спартак», по турниру МХЛ звонко шла его молодежная команда. Парни с декабря не получали зарплаты, но упорно продвигались по плей-офф. «Мы на молодежку частенько ходим, - рассказывает Андрей Кривенцов. Он болеет за «Спартак» с 1969 года, а еще играет в хоккей в любительской команде БС («Болельщики «Спартака»). - Весной смотрим: совсем тяжело игра дается. И понять парней можно. Денег не платят, а у многих семьи. Мы обсудили в команде между собой и решили помочь». Накануне решающего матча с череповецким «Алмазом» озвучили свое предложение - 300 000 за выход в следующий круг - пресс-атташе клуба, а потом тренеру. Олег Браташ тогда удивился: «Вы серьезно?» После победы деньги собрали буквально в два дня и на тренировке публично передали конверт. «Потом клюшки купили тысяч на 200, - вспоминает Андрей Кривенцов, который параллельно координировал подготовку митинга за сохранение «Спартака». - Дальше кто-то из наших предложил 500 000, если «Барс» пройдем. Эта сумма посложнее собиралась. Потом самые состоятельные 1 млн предложили, затем подключились другие болельщики». В итоге спонтанный жест вылился в крупный краудфандинговый проект. Болельщики собрали более 6 млн, а команда стала чемпионом МХЛ сезона-2013/14. «Даже среди нас были те, кто спрашивал: а почему я должен помогать? - говорит Кривенцов. - Он уедет в НХЛ, будет получать большие деньги, а про нас и не вспомнит. Ну и что? Мы же за команду болеем! Да и узнают нас ребята до сих пор!».
В апреле 2014-го по случаю митинга в защиту «Спартака» Андрей Кривенцов много общался с журналистами и объяснял, что команда может финансироваться не только из госбюджета или со счетов крупной компании, но и силами болельщиков. Как футбольная «Барселона», совладельцами которой являются все члены клуба (а их больше 170 000). Вот только вряд ли его услышали.
Зарубежный опыт.
Во многих странах государство не считает нужным сильно тратиться на профессиональный спорт, поэтому разговор о софинансировании готов поддержать фактически любой местный биатлонист или дзюдоист. «В Канаде спортсменам часто приходится за себя платить, - рассказывает координатор канадского краудфандингового проекта Makeachamp.com Люба Пухальская. - Один-два лидера получают полное финансирование, а остальные - частичное или никакого вовсе. К примеру, дзюдоисту топ-уровня, чтобы тренироваться и ездить на турниры, на сезон нужно 40 000, а федерация выделяет 18 000. Поэтому здесь все привыкли, что нужно искать какие-то специальные варианты. Ведь если ты серьезно тренируешься, найти высокооплачиваемую работу сложно. А спонсоров - такова реальность - на всех не хватает, к тому же им интересны только популярные виды спорта».
Ориентированная на спорт платформа Makeachamp.com работает с 2012 года - за это время 12 000 спортсменов представили там свои кампании. Сборы за прошлый год - $1 млн. Доля успешных проектов - 41,9%. «Мы следим за каждой кампанией, - говорит Пухальская. - Конечно, волшебных рецептов успеха нет. Но мы видим, что работает, а что не очень. К примеру, раньше мы лишь рекомендовали размещать видео, а теперь это обязательное условие. И еще очень важно благодарить, хотя бы в фейсбуке. Даже за $5».
Кампания не может длиться слишком долго, объясняет Пухальская, иначе людям становится неинтересно, а они хотят принимать участие в проектах, которые готовы осуществиться. А еще для успеха нужна конкретика - по целям, по тратам, по вознаграждению вкладчикам.
Канадская горнолыжница Элли Тервиель мечтала выступить на Олимпиаде в Сочи и открыла на Makeachamp.com кампанию по сбору средств ($10 000) на подготовку. Немного рассказала о себе - о том, как однажды уступила лишь 0,07 секунды великой Тине Мазе на этапе Кубка мира, как травмировалась за год до Ванкувера и как серьезно готовится к сезону. Отдельно - про финансы, сколько есть и сколько не хватает. И оригинально - про вознаграждения. За $50 Элли обещала сделать своими руками сережки, за 100 - связать шапочку, за 500 - написать план тренировок, а за 1000 - провести презентацию по мотивации. Элли собрала $17 975 и поехала на Игры в Сочи.
«Конечно, всем хочется заполучить большого спонсора и ни о чем не заботиться, - рассказывает Пухальская. - Но к сотрудничеству с компаниями тоже надо быть готовым. Мы объясняем спортсменам, что они нужны спонсорам, только пока популярны. А эту популярность нужно поддерживать. Начните с соцсетей и микрофинансирования. Вы поймете, чего от вас хочет публика, научитесь отвечать по своим обязательствам. Потом и со спонсором будет проще разговаривать».
Комментарий специалиста.
«Для российского спорта краудфандиг - это новая, малознакомая культура. Но рано или поздно спорт в России придет к пониманию того, что устойчивое развитие невозможно, если оно зависит от одного источника дохода - будь то государство или частный, но единственный спонсор. Нужно искать новые способы зарабатывать. Почему бы краудфандингу не стать одним из них?».